111

МИСТЕРИЯ УНИФОРМЫ В СТОКГОЛЬМЕ



Журнал Корнет/Cornet © 2017


Выражаем благодарность Борису Мегорскому, СПб., за предоставленный материал и ценную консультацию при написании статьи.



ЧТО СКРЫВАЕТСЯ ЗА "ЗАГАДКОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ УНИФОРМЫ?"


В Стокгольме, в шведском королевском Музее армии (Armémuseum), еще начиная с 1878 года, в бывшей зале Карла XI, были выставлены четыре верхних кафтана темно-василькового цвета – жюстокора (фр. juste-au-corps). По бытующей музейной легенде, они были привезены из Франции в шведскую столицу в 1670-х годах полковником королевской Лейб-гвардии Нильсом Бьелке (Nils Bielke, 1644-1717), дабы послужить моделью для переоснащения шведской армии согласно последним веяниям военной моды. Данную версию разделял, отчасти, и современный канадский исследователь Рене Шартран (René Chartrand), который привел черно-белые фотографии этих кафтанов – сделанные во время франко-шведской выставки, проходившей в Париже в 1964 году – в своем исследовании об армии Людовика XIV, опубликованного издательством «OSPREY» в 1988 году.1

Однако еще в 1954 году тогдашний куратор музея, Эрик Беландер (Erik Bellander) с уверенностью заявил, что эти кафтаны хоть и привезены, скорее всего, из Франции, однако никакого упоминания о личной причастности полковника Бьелке в этом деле не обнаружено, ввиду отсутствия на них штампа/метки Военной коллегии. Наконец, в 2010 году, нынешний хранитель экспозиции, Томас Рот (Tomas Roth), в своей статье «Загадка французской униформы» опубликованной в каталоге музея пытался вновь провести адекватную атрибуцию этих четырех мундиров.2 Насколько ему это удалось, и пойдет речь в данной статье.

Согласно исследованиям Ротa, краткая предыстория хранения и атрибуции такова. Впервые эти кафтаны, числом пять, проходят по каталогам 1757 и 1759 годов тогдашнего стокгольмского арсенала (Rustkammare); они были атрибутированны как «Старые костюмы из Померании». Около 1807 года кафтаны были перевезены в королевскую Военную коллегию (Krigskollegium) и выставлены в общей музейной зале, однако вскоре они переданы в комиссариатский департамент по делам артиллерии где были зарегистрированы как «старое снаряжение». Согласно тогдашней описи, «три синих кафтана имели красное приборное сукно, тогда как два других – желтое». С тех пор эти кафтаны, совместно с другими предметами униформы, включая русские и прусские образцы, хранились на департаментском складе до 1877-78 гг., после чего они переехали в здание музея артиллерии – предшественника современного шведского королевского Музея армии. Лейтенант Фредерик Спарк (Fredrik Spark) составлявший первую коллекцию исторических артефактов для музея вряд ли имел специальную подготовку, и вполне мог допустить промах; так, в новом каталоге 1888 года первые три кафтана из пяти были атрибутированны как «кафтаны конца XVII – начала XVIII вв.», четвертый – как, возможно, русский и, наконец, пятый – как шведский. Также, для лучшего представления о комплекте униформы музейщики снабдили эти мундиры новодельными шляпами.

Новый каталог был выпущен в 1914 году: первые два кафтана из теперь уже четырех (неясно, какие именно из прежних пяти) были представлены как «шведские кафтаны конца XVII, либо начала XVIII вв.», тогда как вторые два – «русские, того же периода». Очередное обновление, совместно с новой системой этикетажа пришло в 1932 году; первые три кафтана были теперь представлены как «солдатские кафтаны образца 1680-х гг.», тогда как четвертый – «кафтан французского образца», вероятно, ввиду того, что на правом плече у него был закреплен аксельбант, сплетенный из желтого и красного шнура с синими вкраплениями (у этого кафтана музейщиками была заменена износившаяся оригинальная подкладка на современную).

В конце 1980-х гг. была принята новая и окончательная система инвентарных номеров: кафтаны получили современные №№ 17481, 17482, 17538 и 17539, соответственно. С тех пор эти образцы проходит по музейной коллекции как «жюстокоры французского образца 1680-х гг.», кроме первого из них (№ 17481), который представлен как «французский кафтан начала XVIII века».

Итак, слева направо, в экспозиции представлены:


AM 17539 – имеет сдвоенные малые клапаны на карманах (фр. demi-écusson) с красной выпушкой и зубцами-фестонами, по числу пуговиц. Двадцать медных пуговиц по правому борту застегнуты на равное количество петель; вниз от пояса, правый борт имеет тринадцать таких же пуговиц и столько же ложных пуговичных петель по левому борту. Оригинальная красная подкладка сохранилась лишь на передней части кафтана (под бортом с пуговицами); все остальное – современное дополнение. По обеим сторонам каждой полы материя собиралась в несколько глубоких складок, скрепляющихся боковой пуговицей с каждой стороны; на данном фото складки распущены). Пониже спины, над центральным разрезом, имеется вышивка. Широкие обшлага пришиты к оконечностям рукавов; подвернутые, обшлага крепятся посредством трех пуговиц с каждой стороны. Плетеный шнур из красно-желтой, с синими вкраплениями нити – аксельбант (фр. aiguillette) – проходит от воротника и закреплен на правом плечевом шве кафтана.

M 17538 – имеет такие же ложные карманы, но с клапанами большего размера (фр. grand-écusson) украшенных пуговицами и обшитых желтым галуном. По фронту, кафтан имеет двадцать четыре медные пуговицы, сгруппированных по три в каждой секции, и такое же количество петель, включая девять ложных, обозначенных много ниже талии по левому борту. Обшлага по верху также обшиты желтой выпушкой и крепятся на рукаве посредством трех пуговиц; подкладка желтая. Кафтан имеет разрезы на каждом боку вниз до талии, сшитых вместе примерно 10 см от края подола.

AM 17481 – имеет ту же общую конструкцию, но с отличным, от предыдущих двух кафтанов, расположением пуговиц на карманах – три по низу клапана, и четыре сгруппированных по две, напротив друг друга. Подкладка красная.

AM 17482 – имеет подкладку красного цвета (мадера); при оранжевом галуне имеет открытые парные вертикальные карманы украшенные парными же петлями, по две в каждой секции. Каждый рукав имеет разрез, обшитый оранжевой выпушкой, с четырьмя медными пуговицами. Широкие съемные красные обшлага украшены сдвоенным оранжевым галуном по верхнему краю; они подвернуты, и крепятся к рукавам кафтана при помощи трех пуговиц. Фронт кафтана имеет десять нижних ложных пуговичных петель; двенадцать таких же петель, сгруппированных по три в каждой секции, находятся сзади по разрезу, ниже талии. Кафтан украшен оранжевой выпушкой по плечевым швам и рукавам; «погоны» на каждом плече так же снабжены выпушкой и пуговицей.

Далее, Рот пытается проанализировать национальную принадлежность этих кафтанов взяв за отправную точку 1670-е годы – время пребывания полковника Бьелке в Париже (согласно документам, с 1675 по 1676), когда тот занимался приобретением расходного материала для последующего изготовления униформы чинов шведской Лейб-гвардии. На рубеже XVII-XVIII вв., фасоны одежды, носимые различными слоями французского общества – и, в частности, военными – имели достаточно сильное влияние по всей Европе. Так, основной деталью собирательного термина «униформа» был кафтан свободного покроя, без воротника, с заниженной талией доходивший длиной до колен или чуть ниже, совместно с жилетом и кюлотами (сюда же входил, иногда, и плащ). Начиная от лифа, центральный и два боковых шва спины переходили в разрезы, достигающие самого низа пол; материя по краям боковых разрезов могла собираться в несколько глубоких складок, придавая кафтану вид «колокола». Большое количество пуговиц и петель, при помощи которых кафтан застегивался, допускалось ставить как на правом, так и левом бортах. Полы кафтана от горла до пояса кроились почти по прямой, а от пояса до подола имели легкую дугу, немного уходя вперед. Просторные рукава заканчивались широкими обшлагами, часто полковой расцветки. Спереди на полах располагались карманы, вертикальные или горизонтальные вырезы для которых закрывали клапаны различной формы и размера.3

К сожалению, вещественные образцы той эпохи существуют в весьма минимальном количестве; первый детальный регламент униформы появился во Франции лишь вначале 1730-х годов. Здесь на помощь исследователю может прийти сопоставление письменных и иллюстративных источников, оставленных нам современниками. Совместно с мемуарной и специальной литературой, о которой будет указано ниже, одним из важных источников того периода являются ежемесячные выпуски частного издания литературной газеты «Галантный Меркурий» (Mercure galant), основанной в 1672 году французским писателем Жаном Донье де Вис (Jean Donneau de Visé, 1638-1710). Данное издание было призвано информировать жителей Франции о всех значимых культурных и политических событиях королевства включая, конечно же, и многочисленные военные смотры, которые его величество король Людовик XIV мог почтить своим присутствием.

В своем описании кафтанов («жюстокоры французского образца») Рот указывает, что таковыми были «впервые снабжены солдаты французской гвардии (фр. Gardes Françaises) в 1659 году – эти кафтаны были синего цвета, т.е., цвета королевской ливреи». Однако первое известное описание элементов униформы французских гвардейцев датируется лишь 1661 годом в хорошо известной работе Г. Даниэля «История французского воинства», где автор отмечает серые или красные кафтаны совместно с красными или синими же чулками.4 Лишь королевский ордонанс от 16 января 1665 требовал – во всяком случае, от офицеров гвардии – облачиться в синие жюстокоры.5 Такие же серые кафтаны рядовых гвардейцев, и красные – у сержантов указаны в выпуске газеты «Галантный Меркурий» за январь 1679 года, повествующем о смотре королём войск собранных у Натера (Nanterre), небольшого городка расположенного в 11 км к северо-западу от Парижа. А свои знаменитые синие жюстокоры все французские гвардейцы впервые надели на королевском смотре в Версальском дворце, в день 24 марта 1685 года.6

Теоретически, кафтан AM 17481 (второй справа в экспозиции), имеет некоторое сходство с изображениями на гравюрах, опубликованных в книгах Алана Малле «Труды Марсовы…» 1672 года (рис. 1), или же Пьера Жиффара «Военное искусство французов» 1696 года, соответственно (рис.1).

Рис. 1. Гравюра из книги Пьера Жиффара, «Военное искусство французов…» изображающая сержанта с эспонтоном (Париж, 1696).

Рис. 2. Гравюра из книги Алана Малле, «Труды Марсовы или Военное искусство» изображающая солдата с фитильным мушкетом (Париж, 1672).

Особого внимания заслуживает кафтан AM 17539, как единственный имеющий особую отличительную деталь: плечевой шнур из разноцветных сплетенных нитей – аксельбант. По мнению Рота, данный специфический элемент военного костюма – «практически неизвестный в других странах» – может быть почти с уверенностью атрибутирован как принадлежащий к одному из отборных формирований военного окружения французского короля Людовика XIV «Мэзон дю руа» – роте конных гренадер (фр. La grenadiers à cheval). Однако при внимательном изучении различных вспомогательных источников установлены следующие неточности в данной атрибуции Рота.

Во-первых, конные гренадеры, будучи созданными в декабре 1676 года первоначально носили красную униформу, чему есть подтверждения в выпусках «Галантного Меркурия» за февраль 1678 и май 1679 годов, а также и в подорожных записках английского философа Джона Локка, датируемых тем же периодом.7 Таким образом, полковник Бьелке, который провел год с небольшим в Париже, с 1675 по 1676, вряд ли мог привезти в Стокгольм синие жюстокоры конных гренадер королевской гвардии – их еще не существовало в природе. В связи с тем, что рядовой состав роты набирался из лучших гренадер линейных полков, королем Людовиком XIV было принято решение, во время мартовского смотра 1692 года в Компьене, облачить конных гренадер в синие жюстокоры, по образцу полка французских гвардейцев. Данное предложение отмечено в соответствующем выпуске «Галантного Меркурия», однако впервые синие жюстокоры описываются в том же издании в выпуске за сентябрь 1698 года, (хотя, несомненно, они появились и раньше).8

Во-вторых – после смены цвета кафтана с красного на синий – хоть конные гренадеры и носили широкие красные обшлага, как представлено на образце AM 17539, но они были декорированы широким серебряным галуном. В этом можно убедиться по изображению, близкому к рассматриваемому периоду, выполненному французским художником эпохи раннего рококо, Жаком-Антуаном Делястром (Jacques-Antoine Delaistre, 1690-1765) в 1722 году для малолетнего короля Людовика XV (рис. 3).

Рис. 3. Ж.-А. Делястр. Конный гренадер «Мэзон дю руа», ок. 1720 г., из альбома «Requeil d’Hermant» ныне хранящегося в библиотеке Музея армии в Париже. © R.M.N. На иллюстрации четко виден серебряный галун на красном обшлаге.



Рис. 4. Ж.-А. Делястр. Драгуны полка Лангедок, ок. 1720 г., из альбома «Requeil d’Hermant» ныне хранящегося в библиотеке Музея армии в Париже. © R.M.N.

Наконец – и это самый весомый аргумент – конные гренадеры «Мэзон дю руа», ни в описываемый период, ни после, не имели аксельбантов. Их, впрочем, могли иметь некоторые части французских конных войск как, например, драгуны Лангедока (сформированы в октябре 1676 года) представленные в альбоме того же Делястра (рис. 4). Общий покрой кафтана и особенно форма и крой обшлагов с тремя медными пуговицами на них довольно близки к искомому образцу AM 17539. Впрочем, такие же аксельбанты отмечены в 1698 году «Галантным Меркурием» и у линейных кавалерийских полков Королевы и Фюрстемберга, но в этих полках носили красные кафтаны с синим приборным сукном.9

В заключении своего обзора, Рот оставляет в стороне версию, что эти кафтаны принадлежали русской армии, неверно указывая, впрочем, что «современная униформа была внедрена Петром Первым в конце XVII века». Новейшие исследования – совпавшие, кстати, по времени с написанием Ротом его статьи – датируют появление в России «униформы европейского образца» не ранее конца 1702 – начала 1703 гг.10 Несостоятельным ему кажется и принадлежность кафтанов к армии Бранденбургского курфюршества, частью которого с 1648 года стала Померания, с которой Швеция вела неудачную войну 1674-79 гг. (отсюда «Старые костюмы из Померании», отмеченные в каталоге 1757 года). Позже, Швеция также участвовала в Семилетней войне против Пруссии, 1757-62 гг., и также на территории Померании, входившей уже в состав Пруссии – однако общий покрой кафтанов военной униформы к тому времени стал совершенно другим.

Так что же за экземпляры представлены в экспозиции шведского Музея армии? Рот скептически относится к тому факту, что это именно те самые кафтаны, что проходили ранее по первому каталогу 1757 года. С другой стороны, принадлежность их к Померании так же не доказана со стопроцентной точностью, хотя тот же самый каталог говорит об обратном… Тем не менее, Рот склоняется к мысли, что «наличие аксельбанта позволяет с определенной точностью отдать пальму первенства этих кафтанов Франции (или французским образцам) и датировать их 1680-м годом или немного раньше». Однако, как было аргументировано выше, данное заявление не может быть принято во внимание, ввиду его явного расхождения с описанием и изображениями современников. В частности, конные гренадеры «Мэзон дю руа» носили красные мундиры много позже указанного в этикетаже периода; при смене красного на синий, их кафтаны, при отсутствии аксельбанта, получили серебряные галуны на обшлагах. С другой стороны, части линейной кавалерии или драгуны могли иметь похожие декоративные украшения при синем мундире, таком же, какие во множестве носили войска как в самой Франции, так и многих мелких немецких государств. И если мы, на данной момент, не можем с точностью определить какие же все-таки мундиры выставлены в шведском королевском Музее армии, то почти наверняка можно установить обратное – какими эти мундиры как раз не являются… Таким образом, расследование продолжается!



  1. René Chartrand Louis XIV Army(Osprey No. 203), pp. 35, 36.
  2. Tomas Roth, «The French Uniform Mystery»,Uniform(Stockholm, Armémuseum, 2010): pp. 24-33.
  3. Кирилл В. Татарников,Русская полевая армия 1700-1730 гг. Обмундирование и снаряжение;под ред. В. Егорова (М., 2008); сс. 29-30.
  4. R.P. Gabriel Daniel,Histoire de la milice françoise et des changements qui s'y sont faits depuis l'établissement de la monarchie dans les Gaules jusqu'à la fin du règne de Louis le Grand(Paris, 1721), vol. 2, p. 283.
  5. SHD/DAT, Col. des ord., vol. 21, № 101. Цит. по John Lynn,Giant of the Grand siècle: the French army 1610-1715(Cambridge University Press, 1997), pp. 173-76.
  6. Journal du marquis de Dangeau: 1684-1686(Paris, 1854); vol. 1, p. 140.
  7. Mercurie Galant(Paris, Mai 1679), p. 289. Запись от 1 февраля 1678 года,Locke’s Travels in France, 1675-1679, as related in his Journals(Cambridge University Press, 1953), p. 186.
  8. Mercurie Galant(Paris, Mars 1692), p. 279; то же (Paris, Septembre 1698), p. 201.
  9. Ibid., p. 201-202.
  10. См., напр., Татарников, Русская полевая армия 1700-1730 гг.., с. 29.


Список использованных источников, литературы и иконографии:


  1. Кирилл В. Татарников, Русская полевая армия 1700-1730 гг. Обмундирование и снаряжение; под ред. В. Егорова (М., 2008); сс. 29-30.
  2. Chartrand, René.Louis XIV Army, Osprey No. 203 (London, 1998).
  3. Daniel, R.P. Gabriel. Histoire de la milice françoise et des changements qui s'y sont faits depuis l'établissement de la monarchie dans les Gaules jusqu'à la fin du règne de Louis le Grand, in 2 vols.
  4. Giffart, Pierre. L'Art militaire Françoispour l’infanterie (Paris, 1696).
  5. Journal du marquis de Dangeau: 1684-1686 : (Paris, 1854); vol. 1.
  6. François Robichon, «Choc de Cavalerie», Uniformes № 90 (Sept.-Oct. 1985); pp. 30-31.
  7. Mercurie Galant (Paris, Mai 1679), p. 289; там же, Septembre 1698, p. 201.
  8. Locke’s Travels in France, 1675-1679, as related in his Journals (Cambridge University Press, 1953);
  9. Chartrand, René.Louis XIV Army, Osprey No. 203 (London, 1998).
  10. Lynn, A. John.Giant of the Grand siècle: the French army 1610-1715 (Cambridge University Press, 1997)
  11. Mallet, Allain Manesson.Les Travaux de Mars ou l’Art de la Guerre (Paris, 1672).
  12. Mercurie Galant (Paris, Mai 1679; Septembre 1698).
  13. «Requeil d’Hermant» © R.M.N.
  14. Roth, Tomas. «The French Uniform Mystery», Uniform (Stockholm, Armémuseum, 2010).




111

Журнал Корнет/Cornet © 2017 при поддержке Мастерской VANDERHOFF