111111

БАТАЛЬНЫЕ ПОЛОТНА ШАРЛЯ ПАРРОСЕЛЯ

Журнал Корнет/Cornet © 2017



Шарль Парросель (Charles Parrocel, Париж, 1688-1752) являлся одним из знаковых художников-баталистов и граверов эпохи раннего рококо – периода в искусстве, в котором царила напыщенная и изысканная декоративность стиля, манерность, орнаментализм интерьеров и композиций и, конечно же, изображение воинской доблести, сродни прославлению подвигов героев античности – древней Греции и Рима.

Шарль начинал карьеру живописца под руководством своего отца, так же художника, знаменитого Жозефа Парроселя (1646-1704), одно время расписывавшего, по заказу военного министра, маркиза де Лувуа, интерьер Дома Инвалидов в Париже. В 1705 году, вскоре после смерти родителя, Шарль записался в кавалерийский полк; однако, военная служба вскоре наскучила ему – Франция в ту пору вела крайне непопулярную в стране войну за Испанское наследство – и через два года он испросил разрешение об отставке.

Вернувшись к занятиям живописью, Парросель принял, в 1712 году, участие в конкурсе на соискание королевской стипендии – престижной Римской премии. Судьба благоволила ему, и вскоре новоиспеченный стипендиат, вместе с другими счастливчиками - pensionnaires de l'Académie – отправился в Рим обучаться в филиале Французской Академии, располагавшейся во дворце богатого итальянского семейства Капраника. Начиная с 1704 и до самой своей смерти в 1725 году Академией в Риме руководил Шарль-Франсуа Порсон, также участвовавший, в свое время, в росписи батальных сцен Дома Инвалидов в Париже. Парросель изучал мастерство венецианской школы живописи; он посетил Мальту и также много путешествовал по Италии, когда была такая возможность. Несомненно, используя навыки, полученные в художественной мастерской отца, и находясь, с 1713 по 1716 гг., под патронажем такого мэтра, как Порсон, молодой Парросель значительно обогатил свой талант и по возвращении в Париж всецело посвятил себя батальной живописи.

В 1721 году, возрасте тридцати-трех лет, Парросель написал одну из своих значимых картин – «Бой кавалерии и пехоты» (Combat de cavalerie et d’infanterie) - и по итогам совещания двенадцати «старейшин» был принят в члены Французской королевской Академии живописи и скульптуры. Писал он картины и на заказ; так, в тот же после-римский период, он выполнил несколько полотен, изображающих прибытие посольства Оттоманской Порты в Париж.

Помимо прочего, художнику благоприятствовало и то обстоятельство, что он участвовал в выполнении монаршего заказа. Так, еще в 1719 году, Робер Александр де Херман, назначенный регентским советом в качестве воспитателя при малолетнем короле Людовике XV (1715-74), подрядил Парроселя, совместно с другим художником-баталистом, Жаком-Антуаном Делястром (Jacques-Antoine Delaistre, 1690-1765), к иллюстрированию многотомного издания по военной истории Франции. За сравнительно короткий срок был создан красочный пятитомный альбом, насчитывающий более 350 полноцветных акварельных иллюстраций, размером 41 х 55 см каждая. Иллюстрации представляют собой многочисленные, красочно униформированные части королевского военного окружения – «Мэзон дю Руа» (Maison du Roi) – дворцовую стражу, корпус телохранителей, французских гвардейцев, швейцарцев и пр. В альбоме также представлены и линейный войска – два полка кавалерии, пятнадцать драгунских, десять пехотных полков и гусары. На отдельных иллюстрациях имеется изображение военных экзерциций; показаны также знаменосцы и музыканты, исполняющие различные строевые приемы. Данный альбом («Requeil d’Hermant»), изданный в 1722 году, должен был, по мнению регентского совета, подвигнуть молодого монарха на изучение армии своей страны, которой ему вскоре предстоит командовать.

Парросель продолжал оттачивать свое мастерство в живописи военной тематики. Так, в 1733 году, он проиллюстрировал книгу Франсуа Робишона в которой была опубликована серия его планшетов для кавалерийской школы; он продолжает создавать многочисленные штудии, сцены из военной жизни и постановочные батальные полотна, участвует в выставках-салонах 1737 и 1738 гг. Тогда же Парроселем была создана, пожалуй, одна из наиболее запоминающихся картин на военную тему: «Остановка на отдых конных гренадер Мэзон дю Руа» (Halte de grenadiers à cheval de la maison du roi), хранящаяся ныне в музее Лувра.

Призванный ко двору, Парросель сопровождал пышную королевскую свиту в время войны своего сюзерена за Австрийское наследство (1740-48), в которой европейские монархи оспаривали Габсбургские земли. Вместе с молодым Людовиком XV, Парросель присутствовал на поле боя знаменитой победы французского оружия при Фонтенуа, 11 мая 1745 года. Результатом его военного турне явились картины «Вступление короля Людовика XV в Монс» (Entrée de Louis XV à Mons) и «Битва при Лауфельде» (Bataille de Lawfeld), запечатлевшая очередную победу Морица Саксонского, одержанную им 2 июля 1747 года над союзными англо-голландско-австрийскими войсками герцога Камберлендского, и показывающая блеск и славу монаршей власти. В это же время Парросель занимался и преподавательской деятельностью; так, в январе 1744 года он был назначен адъюнкт-профессором, а с конца декабря 1746 – полным профессором Французской королевской Академии живописи и скульптуры, в качестве которого он и творил до последних дней своей жизни.

Ш. Паpросель, ок. 1737-38 гг.
«Остановка на отдых конных гренадер Мэзон дю Руа».
Париж, Музей Лувр © R.M.N.



На переднем плане изображены офицеры роты конных гренадер Мэзон дю Руа, остановившиеся на отдых вместе со своим подразделением вероятно, в месте своей дислокации Витри-ле-Франсуа, недалеко от Сен-Дизье. Удобно расположившись – насколько это позволяет обстановка – офицеры решили передохнуть и пропустить по стаканчику легкого вина, используя в качестве столика походный барабан. Такого типа «открытые столы» устраивались довольно часто и, помимо их практического предназначения, расценивались как добродетельный признак гостеприимства, присущий дворянскому сословию. Старший офицер на центральном плане – капитан-лейтенант роты, Жан-Франсуа де Крейль (1675-1753) – скорее всего, является инициатором этого импровизированного «приема», соотносящегося с присущей его рангу степенью благородства; он также использует возможность услышать мнения своих подчиненных по тем или иным вопросам высказанные в непринужденной обстановке. Он украшен командорской лентой ордена Св. Людовика, полученной им в марте 1737; вероятно, он рассказывает сослуживцам о своих воинских доблестях. Предполагалось, что такие «открытые столы» сблизят старших офицеров с младшими позволив, таким образом, последним, находиться под неусыпным взором более опытных сослуживцев, пестующих молодежь рассказами о воинских деяниях предков и необходимости преуспевать в рвении по службе. Именно дворянская верность службе королю, воинскому долгу и гордость за свое подразделение является основным лейтмотивом полотна художника. На оживленную беседу подтянулись и гости других отборных частей Мэзон дю Руа: гвардейские жандармы в алых мундирах и мушкетеры первой роты (золотые галуны). Впереди их ждала война за Австрийское наследство, 1740-1748 гг., и слава Фонтенуа.

Конные гренадеры являлись отборными частями королевского окружения – Мэзон дю Руа; были сформированы в декабре 1676 года королем Людовиком XIV из числа лучших гренадер полков линейной пехоты. Рота имела одну важную особенность – офицерские чины не продавались, как в других частях Мэзон дю Руа, а присваивались лично королем особо отличившимся, на его взгляд, заслуженным унтер-офицерам, часто недворянского происхождения. На период написания картины рота конных гренадер Мэзон дю Руа была организована в составе небольшого штаба и трех бригад, и насчитывала 12 офицеров и 150 рядовых гренадер и унтер-офицеров. Командиром роты – капитаном – являлся лично король; с октября 1730 года, по его поручению, должность непосредственного капитан-лейтенанта занимал де Крейль.

Традиционно, под словом «мундир» в тогдашнее время обозначался весь комплект верхней одежды солдата – кафтан, жилет (камзол), штаны (кюлоты) и, иногда, плащ (епанча). Основной деталью военного костюма был свободного покроя кафтан длиной до колен или чуть ниже. Начиная от лифа, центральный и два боковых шва спины переходили в разрезы, достигающие самого низа пол. Кафтаны строились еще достаточно свободно; по обеим боковым сторонам каждой полы матеря собиралась в несколько глубоких складок (фр. basque); такая же центральная складка, но с разрезом посередине – и с небольшим нахлестом краев друг на друга – располагалась вниз до подола и, легко раздвигаясь, не стесняла действия всадника при посадке на лошадь.

Первоначально, конные гренадеры носили красные кафтаны – жюстокоры (фр. juste-au-corps), но с весны 1692 года сменили их на темно-синие (bleu de roi) c подкладкой из красной саржи (при горизонтальных карманах) с красными же обшлагами, жилетом, кюлотами и чулками, а также с серебряным шитьем и пуговицами. До 1730 года кафтаны рядовых гренадер и унтер-офицеров, изготовленного из синего сукна, производимой на мануфактуре г. Руана, были украшены лишь выпушкой по передним краям мундира и широким галуном по обшлагам. После этого они получили, дополнительно, на передней стороне кафтана, семь парных, заостренных по оконечностям «бранденбуров» (фр. brandebourgs) с бутоньерками, обшитых серебряным галуном, 27 мм шириной. Перед катана застегивался на семь больших полусферических серебряных пуговиц; такие же пуговицы, по шесть с каждой стороны, украшали декорированные обшлага и карманы. Дополнительно, по три пуговицы пришивались с каждой стороны боковых складок; последняя, двадцать седьмая пуговица закрепляла погон с серебряной выпушкой на левом плече. Такие же парные «бранденбуры» имелись и сзади, по разрезу кафтана. В 1745 году эти парные галуны получили более овальную форму на окончаниях, вместо заостренной. Рядовым гренадерам и унтер-офицерам полагались черные шелковые галстуки; от них требовалось также носить и усы, что должно было делать их вид еще более воинственными.

Красный материал закупался на мануфактурах Седана и Сен-Ло. Так, красные кюлоты, согласно моде, были длиной чуть ниже колен. Широкий пришивной пояс спереди застегивался на две–три пуговицы, а сзади имел разрез, который позволял регулировать размер штанов по фигуре солдата. Стягивался этот разрез при помощи обычного шнурка или одного–двух хлястиков с пуговицами либо пряжками. Ниже пояса, на задней части штанов, материя собиралась в несколько глубоких складок, делавших штаны просторными и не стесняющими движения ног. Спереди у пояса крепился откидной клапан (лацбант). Внизу, на внешних швах штанин, были разрезы, застегнутые на несколько пуговиц. Под коленями штанины стягивались по ноге завязками или ремешком с пряжкой.

Красный жилет в целом повторял покрой кафтана; он застегивался на 11-12 серебряных полусферических пуговиц и имел подкладку из белой саржи. Жилет делался немного короче кафтана; он не имел обшлагов и складок в боковых швах, но имел вертикальные карманы с клапанами, украшенные тонким серебряным галуном. Такой же галун окаймлял шейный разрез, фронт и полы жилета. У запястья рукава застегивались на несколько малых пуговиц. Резко очерченного воротника жилет, как правило, в ту пору еще не имел.

Офицерские кафтаны имели серебряный галун шириной 45 мм, окаймляющий шейный проем, плечевые швы и проймы рукавов; отдельный галун шел и по среднему спинному шву и карманам. Офицерский кафтан имел тринадцать парных «бранденбуров» с бутоньерками по всей передней стороне кафтана, включая и полы; кафтан застегивался на двадцать пять больших серебрённых пуговиц. Такие же «бранденбуры», числом шесть располагались, попарно, на разрезе кафтана сзади, вниз до подола.

Офицерский жилет также изготавливался из красного сукна; он также украшался серебряным галуном и подшивался белой саржей. Жилет имел тридцать шесть малых пуговиц (предположительно): четыре на каждом обшлаге, по пяти на карманах, и восемнадцать впереди.

Современная реконструкция униформы конных гренадер Мэзон дю Руа выполненная Л. Руссело (1900-1992) на основе картины Ш. Парроселя.





Офицеры часто завивали пудрили волосы, а иногда гладко зачесывали их назад. Вначале их убирали сзади в черный мешочек – «кошелек» - а позднее начали заплетать в косу, перевязанную черной шелковой лентой в виде банта, зачастую украшаемую булавкой с драгоценным камнем; им также полагался шейный галстук белого шелка. Красные широкие обшлага «с разрезом» украшались особым расположением серебряных галунов, определяющих воинское звание владельца (предположительно):

Старший вахмистр: три широких серебряных «бранденбура» с бутоньерками и тремя же полусферическими серебряными пуговицами на каждом обшлаге;

Cу-лейтенант: два широких серебряных галуна по всему краю обшлага;

Лейтенант: таких же два широких галуна, три малых серебряных пуговицы полусферической формы, а также один горизонтальный галун по центру обшлага, и

Капитан-лейтенант: то же и, дополнительно, два горизонтальных галуна по центру обшлага.

Офицеры, унтер-офицеры и рядовые гренадеры носили одинакового покроя остроконечную шапку красного сукна с серебряной выпушкой по швам; офицерская шапка была, дополнительно, украшена стилизацией пылающих гранат, скрещенных топоров и королевского герба, вышитых серебряной и золотой с красным нитью. По нижнему краю, шапка была оторочена бобровым/медвежьим мехом. Все конные гренадеры – включая офицеров – носили, поверх чулок, высокие черные кожаные штиблеты (гетры; фр. les bottines), застегивающиеся до колена на три медные пуговицы, а ниже подколенного ремешка – на 6-7 металлических застежек, согласно росту всадника; железные шпоры привинчивались к каблукам башмаков.

На начальном этапе своего формирования конные гренадеры имели по пистолету в одной ольстре, а в другой – различный шанцевый инструмент: кирку, лопату, топор или мотыгу. После 1730 года вооружение гренадер стало более стандартным; оно состояло уже из пары пистолетов и фузеи драгунского образца М1717, имевшую железную гарнитуру (изготовленную на мануфактуре Мобежа). Около 1720-х гг., конные гренадеры были вооружены саблей особого образца (общая длина 100 см), изготавливающейся на мануфактуре Золингена. Сабля была снабжена однолезвийным клинком, 83,7 см длиной, имеющим двойной изгиб и слегка расширяющимся к острию (по типу ятагана). Латунная рукоять (16,3 см) напоминала ту, что использовалась в линейной пехоте; сабля также украшалась серебряным темляком с кистью. В феврале 1734 года эти же клинки были использованы при получении новой гарды, с двумя дужками. На лицевой стороне клинка имелась выгравированная надпись: «GRENADIERS A СHEVAL» в обрамлении двух горящих гранат и солнца с ликом Аполлона; на оборотной, ниже королевского герба имелся девиз: «UNDIQUE TERROR, UNDIQUE LETHUM» («Повсюду ужас, повсюду смерть») – такой же девиз был вышит и на штандарте, пожалованном роте в 1692 году.

Портупея c двумя пасами для ношения сабли изготавливалась из крашеной желтой охрой кожи и обшивалась серебряным галуном 20 мм шириной. Ножны сабли не сохранились до нашего времени, но современное исследование полагает, что они были деревянные, оклеены черненой кожей и украшены железной гарнитурой (у старших офицеров, возможно посеребрённой). Рядовые гренадеры носили такой же ремень через левое плечо, к которому крепилась натруска с порохом. Офицеры носили, у пояса, небольшую изящную патронную суму, обшитую бордовым вельветом; на крышке был вышит орнамент из горящих гранат по углам и три золотые лилии на голубом овале в центре.

Конское снаряжение – чепраки и чушки – также изготавливались из синего сукна, украшенного серебряным галуном; удила и оголовье из черной кожи с железными пряжками; офицеры, в частном порядке, могли иметь имели посеребренный орнамент.

Ш. Парросель, «Сцена из военной жизни эпохи Людовика XV» (Scene de la Vie Militaire sous Louis XV), Музей Версаля © R.M.N.

Картина, написанная ок. 1720-х, показывает армейский полевой лагерь. Справа, предположительно, художник поместил двух гренадер полка Короля, которые могут быть атрибутированны по наличию специфической особенности униформы этой части – при общем бело-сером мундире, их широкие синие обшлага украшались «бранденбурами» с бутоньерками, по три на каждом. Пехотинцы вооружены первым стандартным оружием французской пехоты – фузеей образца 1717 года. Слева – первые гусары полка Ратски узнаваемые по голубым доломанам – и пока еще считающиеся иррегулярной кавалерией французской армии.

Ш. Парросель, «Встреча с кавалерией» (Ad choc de cavalerie), Париж, Музей Лувр © R.M.N.

Картина созданная, вероятно, по горячим следам ок. 1740-х, показывает эпизод войны за Польское наследство 1733-1738 гг., в которой Франция и Священная Римская империя оспаривали первенство в Италии. В центре, два французских гренадера – солдат и сержант (узнаваем по золотым галунам на синих обшлагах) предположительно, полка де Вексин; справа, припав на круп коня, художник поместил солдата Беарнского полка снабженного поясной портупеей с двумя пазами, для сабли и штыковых ножен.



Использованные источники и литература:


  1. Кирилл В. Татарников, Русская полевая армия 1700-1730 гг. Обмундирование и снаряжение; под ред. В. Егорова (М., 2008); сс. 29-30.
  2. Pierre Lemau de la Jaisse, Abrégé de la carte générale du militaire de France (Paris, 1734); p. 12.
  3. Michel Pétard, «Les grenadiers à cheval de la Maison du Roi», Figurines № 34 (Paris, juillet., 2000); pp. 40-45.
  4. Michel Pétard, «Le sabre des Grenadiers à cheval due Roi», La Gazette des Armes № 279 (Paris, juillet/août 1997); pp. 29-32.
  5. René Chartrand, Louis XV army (I): Cavalry and Dragoons MAA № 296 (Osprey Series, 1996); pp. 7-8.
  6. François Robichon, «Choc de Cavalerie», Uniformes № 90 (Sept.-Oct. 1985); pp. 30-31.
  7. Mercurie Galant (Paris, Mai 1679), p. 289; там же, Septembre 1698, p. 201.
  8. Locke’s Travels in France, 1675-1679, as related in his Journals (Cambridge University Press, 1953); запись от 1 февраля 1678 года, p. 186.




111111

Журнал Корнет/Cornet © 2017 при поддержке Мастерской VANDERHOFF