|
ИСТОРИЯ ОДНОЙ НАХОДКИ Légion Portugaise en Russie.1812.
Автор ДОЛГОВ И.А. ©
Пожалуй, это один из тех случаев, когда историческая археологическая находка, вместо того, чтобы приоткрыть завесу неизвестного, показать давно утерянную информацию, наоборот, заставляет задать еще больше вопросов. Речь пойдет о находке, представленной на фото ниже.
Летом 2005 года мне позвонил один знакомый и рассказал довольно интересную историю. Один его знакомый из Витебска решил навести у себя во дворе порядок. Решил сломать старую собачью будку и поставить новую в дальнем углу двора. Сказано - сделано. Пес смиренно позволил себя прицепить в новом месте на металлический штырь и лениво посматривал на своего хозяина, который топором и гвоздодером, периодически подкрепляя свою работу крепким словцом, ломал его «дом». Солнце уже стало припекать и хозяин решил взять пятиминутный перерыв. Вернувшись из дома, принялся за остатки конуры. Доски, старый рубероид полетели в кучу и на месте будки образовался черный квадрат с распотрошенной землей. Вход пошли грабли и в какой-то момент раздался металлический звук. «А это что за железка» – подумал хозяин и наклонившись, вытащил из земли торчащую пластину черного цвета. «Хм, какая-то пластина….». Порывшись в земле руками, извлек еще два кусочка.
Вечером к хозяину зашел сосед, Серёга. Дрябнули, вздрогнули, завели разговор ни о чем. Серега год назад приобрел металлодетектор и теперь его в городишке звали Серега-копатель. После своего огорода стал шарить по соседским. Те сначала относились с ухмылкой, мол, чё ищешь? Клад мечтаешь найти? Серёга и сам не знал. Появились монетки, какие-то ржавые гвозди и водочные пробки. В общем, постепенно он стал превращаться в «бывалого» копателя, полез в интернет, форумы, дискуссии. Появились кое-какие познания в найденных предметах. Но что самое интересное для него оказалось, так это то, что среди его находок оказались несколько пуговиц, которые на одном из форумов в интернете «Знатоки» определили, как пуговицы Наполеона! Более того, после их продажи, вся улица гуляла три дня, не просыхая. Серега щедро отметил свой первый коммерческий успех в археологии. Не удивительно, что когда хозяин в разговоре сказал, что нашел какие-то ржавые пластинки во дворе на месте старой конуры, Серега сразу оживился. «Покажи! – Да вон, на табуретке в газете завернуты, смотри, не жалко» - хозяин поднялся пошатываясь со стула, взял маленький сверток и отдал Серёге. Тот долго крутил перед глазами, потом вздохнул и выдавил – «какашки». А через год эти пластинки оказались в другом городе в одной частной коллекции у одного из многих московских коллекционеров. Там-то, в коробке для неопознанных предметов я и увидел впервые киверную бляху Португальского легиона армии Наполеона. Вживую, не в музее, а в своих руках.
На бивуаке в Лиозне 4 августа 1812 года. Литография Фабер дю Фора
Измученная Великая армия нуждалась в отдыхе, и император, наконец, приказал сделать остановку и разбить лагерь. Пространство между рекой Двина и берегом Днепра служило его границами. 5-й армейский корпус остановился в Могилеве; 1-й - в Орше; в Дубровне и Любавичях - кавалерийский корпус под командованием короля Неаполитанского; 4-й корпус и гвардия растянулись от Орши и Дубровны до Витебска и Сурая; 3-1 армейский корпус, а следовательно, и 25-я вюртембергская дивизия стали лагерем в Лиозне и его окрестностях. Аванпосты шли от Лиды через Инково до Велы.
Мы наслаждались отдыхом, но забота о пропитании, ежедневно тревожившая нас на маршах, не оставляла и на привале. Мы, как и прежде на марше, были вынуждены отправлять отряды на поиски провианта. Вскоре, однако, все же стал ощущаться недостаток продуктов. Вся местность было забита войсками и не могла долго снабжать еас продовольствием. Все вокруг было съедено и опустошено.
На наших флангах стояли другие корпуса, испытывающие те же трудности, что и мы, а перд линией наших аванпостов находились наш авангард и вся русская армия под командованием Барклая и Багратиона. Прибавьте сюда и то, что данный нам отдых не имел смысла. Это неожиданное бездействие после форсированных маршей, плохая и нерегулярно получаемвя пища, испепеляющая жара днем, сменяющаяся ощутимыми ночными холодами - все это стало причиной болезней и смертей. И хотя всех транспортабельных больных отправляли в госпиталь в Витебск, дома Лиозны были забиты умирающими, а сады - трупами.
Лучше всего потери нашей армии показал парад 25-й дивизии, устроенный 5 августа маршалом Неем. Наша пехота, не сделавшая ни единого выстрела, уменьшилась наполовину; артиллерия была вынуждена заменять пехотинцами недостающих ей людей в орудийных расчетах и обозах, а потерю 152 немецких коней - компенсировать 280 русскими крестьянскими лошадьми.
Фабер дю Фор
Но как я писал выше, это один из тех случаев, когда историческая археологическая находка, вместо того, чтобы приоткрыть завесу неизвестного, показать давно утерянную информацию, наоборот, заставила задать еще больше вопросов.
Киверная бляха Португальского Легиона. Частная коллекция.
Атрибутировать эту находку помогли рисунки участника войны 1812 года, майора Фабер дю Фора, который прошел всю войну в рядах армии Наполеона. Именно он и никто другой очень точно передали униформу португальских войск в русской компании. Это и головные уборы, и киверные бляхи, и мундиры и их манера ношения, особенно, что касается полевой жизни войск. Благодаря его карандашным наброскам и литографиям более позднего времени исполнения, удалось довольно точно установить, что найденный предмет принадлежал одному из полков Португальского легиона. Эта киверная бляха носилась на головном уборе, отличающимся от кивера, который тогда был в моде во всех армиях Европы. Назывался он «баретина», а прототипом для него послужил кивер английского образца.
Вариант крепления подбородочной чешуи и розетки к головному убору.
"Баретина" 3-го полка Португальского легиона.
Итак, бляха позволила установить нам её размер, оформление и способ крепления к головному убору. Выполнена она методом штампа с последующим пробитием отверстий по бокам для крепления. Длина 300 мм, высота 70мм. Металл, из которого изготовлена бляха – листовая латунь. По всему краю идет выпуклый бордюр, придавая пластине объемность. Посередине пробит какой-то знак с точкой в нижней части. По поводу изображенного знака на бляхе у меня до последнего времени было две версии:
1. Это прописная малая буква «G» из классического античного латинского алфавита, означающая первую букву в слове «grenadeiro».
2. Это буква самех, использующаяся в алфавите древнего Рима, означающая современную букву «P» , то есть «Portugal».
Бивуак перед Гжатском 2 сентября 1812 года. Литография Фабер дю Фора
1 сентября мы подошли к Гжатску, где находилась главная квартира императора, и разбили свой лагерь недалеко от города, на опушке соснового бора. Наша армия сосредоточилась кольцом вокруг Гжатска. После того как поступило известие о назначении Кутузова командующим русской армией и что этот генерал намерен дать сражение на берегах Москвы-реки, наши войска получили несколько дней отдыха для подготовки к бою и реорганизации частей. Последняя мера была совершенно необходима, так какв больштнстве своем полки, батальоны и роты, особенно в 3-м армейском корпусе, так уменьшились в числе, что их больше нельзя было рассматривать как тактические единицы. После проведенной реорганизации наши три бригады были сведены в три батальона: один- легкой пехоты и два - линейной.
Два португальских полка, также входившие в наш армейский корпус, находились в таком же положении. Пришедшие с другого конца Западной Европы, они своим внешним видом, цветом кожи и мундирами являли полную противоположность остальным войскам и казались скорее войсками како-то африканской, а не европейской армии. Эти полки, как и все прочие части, пересекли Неман, имея полный комплект личного состава, но понесли большие потери под Смоленском и на Валутиной Горе. Из всех войск они, возможно, сильнее других пострадали от привратностей сурового климата, лишений и всяческих тягот, так что от первоначального состава осталась всего четверь.
Но еще через несколько дней и этот слабый остаток исчез. Геройски пав на редутах Семеновской, они, как и тысячи их товарищей, покрыли своими телами залитое кровью поле битвы на Москве-реке. Лишь немногие из них достигли старой столицы царей с ее позолоченными куполами, но и там, непривычные к северным холодам, они стали жертвой первых морозов. Возможно, ни одному из них не удалось вернуться в их Лузитанию и поклониться райским цветущим полям Гвадианы, Тежу или Дуэро....
Фабер дю Фор
Я и предположить не мог, что всё окажется намного проще, но об этом чуть позже.
Вернемся к рисункам Фабер дю Фора. Художник показывает, что киверная бляха на «баретине» крепится при помощи розеток подбородочной чешуи. То есть, и левая и правая розетки, а также подбородочная чешуя, наложены на киверную пластину. В результате этого последняя довольно крепко держится на головном уборе.
Найденная киверная бляха это подтверждает. При наложении её на кивер, она покрывает всю нижнюю часть от одной розетки до другой, и чтобы прикрепить их, а также подбородочную чешую, необходимо их наложить сверху на пластину. Существующие отверстия идеально совпадают с местом крепления розеток на кивере.
Киверная бляха Португальского Легиона. Коллекция Vanderhoff.©
Спустя 6 лет после находки первой киверной бляхи Португальского легиона, была найдена вторая бляха. Те, кто изучает археологию войны 1812 года, прекрасно понимают, что две находки полковых регалий одного и того же полка – это уже закономерность. Если предмет в то далекое время существовал в нескольких экземплярах, найти хоть один практически не возможно. Другое дело, если это было в массовом количестве. Вторая находка подтверждает, что это был не единичный случай ношения такого знака, а как минимум целое подразделение.
В отличие от первой бляхи, где символ полка был пробит в латунной пластине, на этой он был выдавлен штампом. Размеры, оформление пластины – всё, как и на первой, даже манера пробития отверстия! совпадала с первой.
Рядовой гренадерской роты Португальского Легиона Великой армии. Худ. Огарков Ю.А. Коллекция Vanderhoff.©
И наконец, мы подошли к еще одному интересному факту. Прошедшей осенью в районе Вязьмы были найдены фрагменты эполета. Мне удалось выкупить этот артефакт. И вот я разворачиваю коробку, достаю оттуда чешуйки и начинаю их раскладывать на белом листе картона.
Лицевая сторона эполета. Коллекция Vanderhoff.©
Внутренняя сторона эполета. Хорошо видны цифры, нанесенные на каждую чешуйку. Коллекция Vanderhoff.©
Все чешуйки изготовлены из олова при помощи отливки в форму. Причем с внутренней части каждая чешуя несет свой номер, видимо для того, чтобы не нарушить порядок очередности пришивания пластин к суконной подкладке. Какого же было моё удивление, когда на чешуе под номером «6» я увидел до боли знакомый символ. Я перевел свой взгляд на стену, где висит у меня археология, и глаза мои остановились на рамке с бляхой Португальского легиона. «6-й полк» - прошептал я. «Это же цифра «6»!!
Чешуя с цифрой "6". Изображение цифры идентично изображению на киверных бляхах полка. Коллекция Vanderhoff.©
Но на этом мои исследования не прекратились. Открытие в цифрах только добавило путаницы. Возникал главный вопрос, который ставил меня в тупик. Дело в том, что в Португальском легионе 6-й полк так и не был сформирован. История формирования легиона уходит корнями ещё в 1808 год. Именно тогда было решено из военнопленных португальцев, изъявивших желание служить под знаменами Франции, сформировать полк. Но на деле оказалось, что желающих больше, чем ожидалось. Кроме самих португальцев, в легион стали записываться испанцы, поляки, французы и даже немцы. Императорским декретом было утверждено формирование 6 пехотных полков и 2 кавалерийских. Местом формирования был назначен Безансон, там же расположилось депо легиона. Но война с Австрией в 1809 году не позволила доукомплектовать часть полков и легион двинулся на фронт в составе неполных 5 пехотных полков. По документам, в последствии 6 полк так и не был сформирован, о чем упоминается в работе «Португальский легион» американского историка Гая Демпси, а 5 пехотных полков в 1811 году были переформированы в 3 новых полка Португальского легиона. 1 и 2 полки вошли в состав 1 полка, 3 и 4 полки в состав 2-го полка, 5 и (?) в новый 3-й полк. Но найденные киверные бляхи 6-го полка легиона говорят о том, что этот полк существовал, но по каким-то причинам не был отмечен в бумагах. Вероятнее всего, в Безансоне к 1811 году для 6 полка было набрано определенное количество солдат, но переформирование легиона в трех полковой состав не позволил официально зафиксировать его. Солдаты, уже к этому времени получившие новую форму, были распределены в другие новые полки легиона. Видимо по этой причине Фабер дю Фор упорно рисует увиденную им в составе 3 корпуса португальскую пехоту с цифрой «3» на киверных бляхах.
Вначале я задавал вопрос – почему? Неужели это ошибка? Неужели ошибся художник, тем более дорисовывал уже потом, по памяти, вернувшись домой? Но найденные бляхи 6-го полка говорят об обратном. Нет, художник не ошибался. Старый 3-й полк и 4-й, входили в новый 2-й полк, который в свою очередь входил в состав 3-го корпуса маршала Нея, где и служил художник, и видимо продолжали носить старые номера полков, что и зафиксировал художник, и подтвердила археология в отношении 6-го полка.
Рядовой вольтижерской роты Португальского Легиона. Издательский дом Мартине. Коллекция Энн Браун, (Провиденс, США).
Рядовой гренадерской роты Португальского Легиона. Издательский дом Мартине. Коллекция Энн Браун, (Провиденс, США).
|
|